07 декабря 2021

Болгария во Второй мировой войне

 Дорогие друзья, этот материал мне любезно предоставило Донецкое болгарское культурно-просветительское общество "Возрождение". Прошу вас внимательно его прочитать, особенно, если у кого есть предвзятое отношение к болгарскому народу, и если кто с непониманием относится к деятельности Общества югоосетинско-болгарской дружбы. С уважением, искренне ваш Инал.

------------------------------------------------------------------
БОЛГАРИЯ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
24 ноября 1940 г. правительство СССР предложило Болгарии заключить пакт о взаимопомощи.
25 ноября генеральный секретарь Исполкома Коминтерна и руководитель Заграничного бюро ЦК БРП(к) Георгий Димитров был вызван в Кремль к Сталину. Он сказал Димитрову: «Мы сегодня делаем болгарам предложение о заключении пакта о взаимопомощи… Если болгары не примут это наше предложение, они попадут целиком в лапы немцев и итальянцев и тогда погибнут. Нужно, чтобы это предложение знали в широких болгарских кругах».
Димитров послал соответствующую директиву в БРП(к), и она задействовала все свои ресурсы. На заседании Политбюро ЦК БРП(к) в Софии было разработано обращение к болгарскому народу с кратким изложением советского предложения и с призывом требовать его принятия. Помимо обращения были отпечатаны и переписаны от руки листы для сбора подписей в пользу пакта в тысячах экземпляров. Для участия в акции были привлечены все члены и сторонники болгарской компартии, где бы они ни находились, даже в ссылке или в тюрьме, несмотря на риск. Агитацией занялись участники подпольных партийных организаций, которые до этого долго и с большим трудом пробирались к должностям на почтах, вокзалах, военных заводах и в государственном аппарате.
Она имело своей целью оказать нажим на премьер-министра Болгарии Богдана Филова и болгарского царя Бориса III и склонить их к принятию предложения СССР о заключении пакта о взаимопомощи с Болгарией.
В ходе Соболевской акции активисты БРП(к) при поддержке своих союзников из политической группы «Звено», БЗНС и БРСДП добились отправления сотен обращений, телеграмм и воззваний, в которых представители всей болгарской общественности — рабочие, крестьяне, интеллигенция, старшеклассники, студенты и пр. — призывали Народное собрание, правительство Болгарии и царя Бориса III принять предложение СССР. Болгарские историки оценивают количество собранных подписей в пределах от 340 тыс. до полутора миллионов.
В считанные дни страна была засыпана листовками. Рабочий молодежный союз покрыли стены домов и ограды лозунгами: «Требуем пакта с СССР. Да здравствует союз с СССР!». То же самое они писали на чёрных досках в школах и университетах и поднимали красные знамёна с серпом и молотом на заводских трубах и государственных учреждениях. Почтовые отделения были завалены коллективными и личными письмами и телеграммами в официальные органы с требованием заключения пакта, а делегации рабочих, служащих, крестьян и учащихся посещали государственные учреждения, вплоть до дворцовой канцелярии, чтобы заявить о своём желании.
Митка Грыбчева, позже участница боевых групп БКП, вспоминает об участии престарелого коммуниста в Софии, который с трудом передвигался и через каждые несколько шагов останавливался, чтобы отдышаться. Тем не менее «он обходил несколько кварталов, и многие люди поставили свои подписи, видя его белые волосы».
Знаменитый болгарский поэт-антифашист Никола Вапцаров написал свою известную «Крестьянскую хронику» (болг. Селска хроника), которая заканчивалась словами:

Та казвам аз,
понеже няма
олио и хлябът е
от мъката по-чер,
един е лозунга:
Терора долу!
Съюз със СССР!

27 ноября советскому послу в Софии Александру Лаврищеву был вручён ответ. Он был весьма любезен и деликатен, почти в пять раз длиннее самого предложения СССР, но всё же это был отказ.
Во время Соболевской акции болгарская полиция выявила и взяла на учёт множество сотрудников коммунистического подполья. После 22 июня 1941 года, когда Движение Сопротивления в Болгарии начало активные действия, это обернулось серией провалов, арестов, пыток и казней. В феврале 1941 года был арестован в первый раз Никола Вапцаров, которого осудили за сбор подписей в Разлогском округе и агитацию в пользу СССР. Стихотворение «Крестьянская хроника» было предъявлено в суде как обвинительная улика, и, согласно закону о защите государства, Вапцарова сослали в Годеч. По всей стране прокатилась волна репрессий против коммунистов, но власть оправдывала подобные меры законом о защите государства.
1 января 1941 года премьер-министр Болгарии Богдан Филов тайно прибыл в Австрию якобы для лечения, 3 января он встретился инкогнито с Иоахимом фон Риббентропом в железнодорожном вагоне на вокзале в Зальцбурге, после чего 4 января оба встретились с Гитлером в Бергхофе. На переговорах 3-4 января 1941 года стороны обсудили предварительные условия присоединения Болгарии к Тройственному пакту. Риббентроп и Гитлер добились согласия болгарского премьер-министра, а тот, в свою очередь, добился согласия болгарского царя на поддержку Тройственного пакта, хотя Борис III колебался до последнего и, по признанию самого Б. Филова, говорил, что «предпочитал абдикировать и броситься в объятия России, хотя это значило большевизировать Болгарию».
-----------------------------------------------------
Таким образом, мы видим, что болгарский народ был за СССР, но правительство его не послушалось. Впрочем, думаю, болгарское правительство первой половины 1940-х было не единственным, которое игнорирует мнение своего народа. Но это не должно служить камнем преткновения для дружбы между народами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Иноагенты под видом реальной оппозиции: признаки, методы, цели

Существуют люди, которые любят говорить от имени всего населения России и критиковать её руководство в угоду зарубежным государствам. Разуме...