Как и все новшества, созданные человеком во благо человека, ИКТ, конечно же, не всегда попадают в чистые руки. Объемы данных, хранящихся в цифровом виде на серверах, компьютерах или мобильных телефонах, достигли уровней, критических не только для простых пользователей, но и для компаний и даже целых государств! Эти данные собирают все, у кого есть такая возможность. Одни хотят лучше узнать о недостатках и уязвимостях своего программного продукта, чтобы их устранять. Другие хотят знать предпочтения пользователей, чтобы легче рекламировать им те товары, которыми те интересуются… Конечно, этим обширным массивом информации хотят обладать и криминальные сообщества.
С ростом
международной напряженности развитые государства все большее используют в
противоборстве с противником достижения научной мысли в этой области. Все чаще
слышны взаимные обвинения государств в использовании ИКТ для вмешательства в
свою внутреннюю политику. По оценкам экспертных сообществ ущерб международной
экономике от хакерских атак в 2022 году составил порядка 10 трлн. долларов США.
Это на три триллиона больше, чем в 2021 году. То есть мы наблюдаем
стремительный рост.
Подобная
динамика ставит вопросы о праве на свободное распространение информации,
порядке обеспечения защиты информации, границах использования и возможности
милитаризации новых сегментов информационного пространства. Это уже буквально
на наших глазах стало крайне существенным для поддержания глобальной
устойчивости. Закономерно возникли невиданные доселе задачи по обеспечению
безопасности в виртуальном пространстве.
Существующие
правовые рамки не адаптированы к возникающим угрозам и находятся на стадии
формирования. Надо решить комплексную проблему разработки всеобъемлющей
многосторонней системы кибербезопасности. При этом процессы выработки правового
режима по обеспечению информационной безопасности идут значительно медленно по
сравнению с динамикой роста угроз. В действующих международно-правовых
документах, термин «агрессия» определен в традициях войн до ХХ века, и
киберагрессия (кибератака) под его действие не попадает, хотя может нанести не
меньше вреда.
Например, комплексные атаки, в частности, для захвата контроля над системами управления
параметрами работы ядерных реакторов атомных станций, способны нанести
существенный ущерб и иметь значительные экономические и политические
последствия.
21
декабря 2009 года была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 64/211
«Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по
защите информационных инфраструктур». Она не предусматривает создания механизма
для международного сотрудничества. Это препятствует своевременному реагированию
и сдерживанию киберинцидентов на межгосударственном уровне.
Но возможно ли честное сотрудничество в этой сфере, в условиях, когда
администрация президента США Дж. Байдена в октябре 2022 года в обновленных
доктринальных документах объявила весь мир и глобальное информационное
пространство «сферой своих интересов». В американском бюджете на 2023 год
заложены 11 млрд. долларов на кибератаки против правительств враждебных
государств.
В
кибердоктрине США Россия закреплена в качестве одного из основных государств-противников
Вашингтона в информационном пространстве. Кроме того, согласно киберстратегии
Пентагона с 2015 года в ВС США функционируют боевые подразделения,
предназначенные для наступательных действий в глобальной сети. При этом после
начала СВО на Украине подконтрольные США хакерские группировки совершили ряд
атак на банковский сектор и объекты критической инфраструктуры России.
Деструктивные
действия координировались отделом киберкомандования США совместно с
киберподразделения ВСУ и украинскими интернет-активистами, что, в свою очередь,
делает американское государство прямым участником вооруженного конфликта.
Помимо высоких технологий, используются и «грязные» методы противоборства в
ИКТ-сфере, вплоть до телефонного терроризма. Созданные Киевом «колл-центры»
используют откровенно подлые и циничные способы телефонного обзвона
родственников военнослужащих, сообщают им ложную информацию о гибели или
тяжелом ранении близких и предлагают за «разумную» мзду «доставить тело
погибшего к месту захоронения». Подобные действия, по мнению экспертов,
проводимые государственными или негосударственными субъектами, могут иметь не
менее серьезные последствия, чем традиционные боевые действия.
Разрабатываемое
законодательство в связи с этим, должно выходить за рамки правовых режимов,
основанных на традиционных представлениях о территориальной юрисдикции.
Использование механизма международного трибунала в отношении актов
киберагрессии гарантировало бы, что правонарушения не будут рассматриваться в
разных юрисдикциях и наказание за подобную деятельность, неизбежно.
В противном случае, государства будут вынуждены искать и применять другие
способы для защиты своих интересов.
Инал Плиев
Источник: https://cominf.org/node/1166550103
Комментариев нет:
Отправить комментарий