26 мая 2023

Штрихи к проблематике обеспечения безопасности в киберпространстве

В последние годы мы наблюдаем взрывное развитие электронной отрасли. Оно позволило вывести на новый уровень информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), которые нашли широкое применение во всех сферах деятельности человека, вошли в его глубокое личное пространство.

Как и все новшества, созданные человеком во благо человека, ИКТ, конечно же, не всегда попадают в чистые руки. Объемы данных, хранящихся в цифровом виде на серверах, компьютерах или мобильных телефонах, достигли уровней, критических не только для простых пользователей, но и для компаний и даже целых государств! Эти данные собирают все, у кого есть такая возможность. Одни хотят лучше узнать о недостатках и уязвимостях своего программного продукта, чтобы их устранять. Другие хотят знать предпочтения пользователей, чтобы легче рекламировать им те товары, которыми те интересуются… Конечно, этим обширным массивом информации хотят обладать и криминальные сообщества.

С ростом международной напряженности развитые государства все большее используют в противоборстве с противником достижения научной мысли в этой области. Все чаще слышны взаимные обвинения государств в использовании ИКТ для вмешательства в свою внутреннюю политику. По оценкам экспертных сообществ ущерб международной экономике от хакерских атак в 2022 году составил порядка 10 трлн. долларов США. Это на три триллиона больше, чем в 2021 году. То есть мы наблюдаем стремительный рост.

Подобная динамика ставит вопросы о праве на свободное распространение информации, порядке обеспечения защиты информации, границах использования и возможности милитаризации новых сегментов информационного пространства. Это уже буквально на наших глазах стало крайне существенным для поддержания глобальной устойчивости. Закономерно возникли невиданные доселе задачи по обеспечению безопасности в виртуальном пространстве.

Существующие правовые рамки не адаптированы к возникающим угрозам и находятся на стадии формирования. Надо решить комплексную проблему разработки всеобъемлющей многосторонней системы кибербезопасности. При этом процессы выработки правового режима по обеспечению информационной безопасности идут значительно медленно по сравнению с динамикой роста угроз. В действующих международно-правовых документах, термин «агрессия» определен в традициях войн до ХХ века, и киберагрессия (кибератака) под его действие не попадает, хотя может нанести не меньше вреда.
Например, комплексные атаки, в частности, для захвата контроля над системами управления параметрами работы ядерных реакторов атомных станций, способны нанести существенный ущерб и иметь значительные экономические и политические последствия.

21 декабря 2009 года была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 64/211 «Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по защите информационных инфраструктур». Она не предусматривает создания механизма для международного сотрудничества. Это препятствует своевременному реагированию и сдерживанию киберинцидентов на межгосударственном уровне.
Но возможно ли честное сотрудничество в этой сфере, в условиях, когда администрация президента США Дж. Байдена в октябре 2022 года в обновленных доктринальных документах объявила весь мир и глобальное информационное пространство «сферой своих интересов». В американском бюджете на 2023 год заложены 11 млрд. долларов на кибератаки против правительств враждебных государств.

В кибердоктрине США Россия закреплена в качестве одного из основных государств-противников Вашингтона в информационном пространстве. Кроме того, согласно киберстратегии Пентагона с 2015 года в ВС США функционируют боевые подразделения, предназначенные для наступательных действий в глобальной сети. При этом после начала СВО на Украине подконтрольные США хакерские группировки совершили ряд атак на банковский сектор и объекты критической инфраструктуры России.

Деструктивные действия координировались отделом киберкомандования США совместно с киберподразделения ВСУ и украинскими интернет-активистами, что, в свою очередь, делает американское государство прямым участником вооруженного конфликта. Помимо высоких технологий, используются и «грязные» методы противоборства в ИКТ-сфере, вплоть до телефонного терроризма. Созданные Киевом «колл-центры» используют откровенно подлые и циничные способы телефонного обзвона родственников военнослужащих, сообщают им ложную информацию о гибели или тяжелом ранении близких и предлагают за «разумную» мзду «доставить тело погибшего к месту захоронения». Подобные действия, по мнению экспертов, проводимые государственными или негосударственными субъектами, могут иметь не менее серьезные последствия, чем традиционные боевые действия.

Разрабатываемое законодательство в связи с этим, должно выходить за рамки правовых режимов, основанных на традиционных представлениях о территориальной юрисдикции. Использование механизма международного трибунала в отношении актов киберагрессии гарантировало бы, что правонарушения не будут рассматриваться в разных юрисдикциях и наказание за подобную деятельность, неизбежно.
В противном случае, государства будут вынуждены искать и применять другие способы для защиты своих интересов.

Инал Плиев

Источник: https://cominf.org/node/1166550103 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

International chemical weapons law must be respected

According to the latest reports, several US cities have recently seen smog, which has caused concern among locals due to its unpleasant smel...