Пока наше внимание приковано к событиям на Украине, в непосредственной близости от границ России, в Афганистане и Средней Азии, в целом происходят масштабные события, могущие иметь не только экономические, но и политические последствия.
Пару лет назад Соединенные Штаты объявили о выходе из Афганистана. Весь мир облетели кадры вывода американских войск из страны, когда сотрудничавшие с ними афганцы и мирные жители, напуганные стремительным продвижением талибов, облепляли их самолеты, перебрасывали через забор аэропорта своих детей, готовые с ними расстаться навсегда, лишь бы спасти.
Какое наследие оставили после себя Штаты?
Пролистаем доклад ООН по этому вопросу: «в Афганистане на сегодняшний день наблюдается один из самых масштабных и тяжелых гуманитарных кризисов в мире. Рекордные 28,3 миллиона человек – около двух третей населения, включая женщин и девочек – нуждаются в гуманитарной помощи и защите. Потребности еще более усугубляются недавними ограничениями в отношении женщин, включая запрет на работу в неправительственных организациях.
Финансовая поддержка остается критически важной для предотвращения голода, болезней, недоедания и смерти. Аналогичный призыв о финансировании на 2022 год был профинансирован лишь на 52 процента: был получен 321 миллион долларов из необходимых 623 миллионов долларов».
Учитывая любовь ООН к смягчению своих формулировок, мы понимаем, что это наследие гораздо хуже, чем описано. 34 млн афганцев живут в нищете, а экономика страны находится на грани краха.
После краткосрочного периода поступательного развития, массового строительства важных народнохозяйственных объектов и социокультурных учреждений Советским Союзом, в начале 1990-х годов началось ползучее разрушение афганской государственности Соединенными Штатами Америки и его западными и восточными союзниками.
А в начале следующего десятилетия началась прямая военная агрессия Штатов и их союзников, которая доконала остатки реальной государственности.
Сегодня одной из важнейших проблем, стоящих перед афганским народом после 30 лет хаоса и беззакония, является проблема водоснабжения.
Руководство движения «Талибан» объявило о начале выполнения крупнейшего проекта создания очень длинного канала Коштепа в провинции Балх протяженностью 285 километров, шириной 100 метров и глубиной 8,5 метра и пропускной способностью 650 кубометров воды в секунду.
Как они сообщают, работы осуществляет Афганская национальная компания развития за счет афганского госбюджета.
По предварительным оценкам, на это должно уйти около 684 миллионов долларов, работу получат более 6 тыс. человек. На декабрь 2022 года уже построено около 40 км.
Как видим, перед нами масштабный проект, сравнимый только со сталинским проектом переброски северных рек СССР в район Средней Азии, успешно похороненный Хрущевым.
Однако всё ли так гладко? Согласно плану, вода в возводимый канал должна поступать из Амударьи в уезде Калдар провинции Балх. Учитывая, что путь реки далее пролегает по самой границе Афганистана с Узбекистаном и далее через территорию Туркменистана, они могут потерять до 15% оросительной воды.
Естественно, у них есть основания для волнения, к тому же, у республик Центральной Азии нет никаких соглашений по вододелению с Афганистаном.
Кабул также не участвует в Конвенции ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
Между тем, Узбекистан с 2004 года является стратегическим партнером, а с 2005 года – и союзником России. Налажен плотный межправительственный диалог, причем, на его привилегированный характер, по формулировке РИА-Новости, указывает учреждение Совместной комиссии на уровне глав правительств.
Помимо социально-политических последствий, ученые высказывают тревогу и по поводу последствий для экологии региона.
Амударья – основной источник не только для высыхающего Аральского моря, но и для водохранилищ и каналов.
С июня 2022 года наполняемость бассейна Амударьи снизилась до 65-85% и продолжает оставаться ниже нормы. Велика вероятность, что вода от истока до устья и остатков Арала может и не дойти.
В этом случае, без влаги останутся заповедные зоны с уникальной природой, что скажется и на экологической ситуации в странах Центральной Азии.
Ситуация усугубляется тем, что международно-правовых механизмов по урегулированию данном проблемы на сегодняшний день не выработано. И такая возможность не предвидится, потому что талибы до сих пор не признаны, и вести с ними переговоры на государственном уровне никто не будет.
Отсутствие признания и губительная политика США в отношении афганского народа не смущают американцев. Они приняли концепцию «Глобальная водная стратегия на 2022 – 2027 годы», которая пропагандистски утверждает «необходимость рационального и всеобщего доступа к пользованию водными ресурсами планеты».
Для ее реализации запланировано выделить более 1 млрд долларов США через Агентство по международному развитию (USAID). Эти деньги будут перечислены странам-партнерам с целью формирования политических и правовых систем, финансовых институтов для создания и регулирования коммерческих рынков водопользования.
Здесь немаловажно отметить, что все это делает отнюдь небескорыстно. Учитывая, что участие в реализации стратегии принимает и министерство обороны США, сразу видно, что целью данной идеи является дальнейшее закабаление стран региона и укрепление там своей неоколониальной стратегии.
Под видом сдерживания международных конфликтов на почве разногласий по поводу крайне дефицитной воды, охраны водозаборной и водораспределительной инфраструктуры за пределами национальных территории, Штаты желают установить свою власть и контроль над водными ресурсами этих государств.
Реализация подобной программы стоимостью более 24 млн долларов уже началась в странах Средней Азии.
При содействии USAID в регионе активно внедряются проекты по управлению водными ресурсами в бассейнах рек Сырдарья и Амударья. В них участвуют Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения и Афганистан.
Несмотря на сохраняющийся дефицит пресной воды в самих среднеазиатских республиках, американцы хотят использовать свое влияние для перенаправления их водных ресурсов в Афганистан, чтобы восстановить свое влияние в этой стране, после поспешного бегства натовского контингента в августе 2021 года.
Истинная цель планов США на фоне глобального противостояния – вытеснение России и Китая из региона с упором на политическую и экономическую интеграцию республик Средней Азии вместе с Афганистаном и Пакистаном.
Как видим, именно для этого Белый дом идет на такие большие расходы и желает установить контроль над водными ресурсами Центральной Азии.
Кроме того, данный проект призван поставить под контроль США процессы экономической кооперации Центральной Азии и Афганистана.
В итоге дефицит водных ресурсов не будет преодолен ни в одной из пяти республик Средней Азии, а вода будет поступать в Афганистан, что позволит американцам восстановить собственное влияние на Кабул, а также наладить отношения с правительством талибов.
Поэтому руководителям постсоветских (и не только) республик следовало бы больше думать об интересах своих народов и о реальных последствиях «помощи» из-за океана.
Инал Плиев для ИА "Рес"
Источник: https://cominf.org/node/1166551571
Комментариев нет:
Отправить комментарий