Пока внимание общественности приковано к театру военных действий в зоне проведения специальной военной операции, на Западе и Востоке происходят не менее важные процессы. Большинство давних союзников стран антисоветской коалиции времен Второй мировой войны активировали пересмотр её итогов уже не на уровне политической риторики, а на уровне практических военных шагов.
Более подробно рассмотрим это на примере двух экономических гигантов, бывших стран Оси – Германии и Японии, потому что их союзники и более мелкие сателлиты следуют в их фарватере (точно так же, как сами Германия и Япония следуют в фарватере США) и, конечно, будут брать с них пример.
Следует напомнить, что в этих странах призывы к реваншизму и милитаризму стали раздаваться едва ли не сразу же после окончания Второй мировой войны. Правящие круги всегда поддерживали и поощряли такие настроения, однако до поры до времени на официальном уровне отмежевывались от них за исключением территориальных претензий Японии на Дальнем Востоке.
Но сейчас, в условиях разрушения создаваемой после Потсдама и Ялты системы международных отношений, катастрофического таяния и без того непрочного международного права, они не скрывают нужным не только скрывать свою политическую платформу, но и предпринимать практические шаги к реализации своих давних исторических международных амбиций.
Мы уже писали, что представители ряда крупных государств высказывались за реформу Организации Объединенных Наций. Не против реформы и Россия. Однако Россия исходит из необходимости укрепления при этом принципа справедливого и объективного преставления в ней тех стран, которые до сих пор не представлены так, как они этого заслуживают.
Однако политические круги Германии и Японии (как и США) хотят такую реформу, которая была бы им выгодна. Германия и Япония намерены войти в число государств-членов Совета безопасности ООН с далеко идущим расчетом: чтобы обладать правом вето тех принимаемых документов Организации, которые в той или иной мере ограничивали бы их шаги по возвращению к более откровенной политике колониализма, прикрываясь фразеологией заботы о региональной безопасности.
Конечно, параллельно с этим, они проводят и активные военные приготовления. Несмотря на обилие социальных проблем, с каждым годом растут ассигнования на военные нужды. Это они уже даже не считают нужным скрывать.
Министерство обороны Японии обнародовало «Белую книгу» за 2023 год. Стратегический документ содержит оценку «угроз национальной безопасности», и сведения по реализации оборонной политики.
«Источниками угроз» для островного государства в документе названы Российская Федерация, Китайская Народная Республика и Корейская Народно-Демократическая Республика.
Было крайне подло и неблагодарно со стороны Японии включать Россию в число своих врагов после той помощи, которую Россия оказала Японии после сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами, в результате которых разыгралась и катастрофическая авария на Фукусиме.
В документе также заявляется, будто военная активность Китая является предметом «серьезной обеспокоенности», способным стать причиной резкого изменения военно-политической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
С целью успешного противостояния указанным вызовам руководство Японии признаёт главной стратегической целью создание современных вооруженных сил.
Страна восходящего солнца, несмотря на наметившуюся экономическую рецессию, намерено двукратно увеличить расходы в области обороны и довести этот показатель до 2 % от ВВП, по образу стран членов НАТО.
Драйвером роста оборонки должны стать наукоемкие производства роботизированных систем, беспилотных летательных аппаратов, в том числе двойного назначения, боевые информационно-управляющие системы.
Особое внимание в документе уделяется направлению по углублению военно-технического сотрудничества с США и их союзниками как в регионе, Австралией и Канадой, так и по НАТО, Великобританией.
Не отстает от своего давнего союзника и Германия. Смена политической риторики была подготовлена еще канцлером Ангелой Меркель (которая хвастливо заявила, что ей, якобы, удалось «усыпить бдительность» России), а произошла после избрания О. Шольца, выступившем с программной речью «Zeitenwende» (поворотный момент).
В ней политик объявил о новой международной роли ФРГ и росте ее глобальной ответственности. Амбиции Берлина простираются на определение международной политической повестки дня не только в Европе, но и других регионах планеты. Закреплению Германии на международной арене, по её замыслу, должна способствовать, как мы уже указали, и инициатива по реформированию Совета Безопасности ООН с целью обретения статуса постоянного члена.
Одной из подобных инициатив стала программа перевооружения бундесвера (вооруженных сил) новыми образцами военной техники, в том числе и тяжелой наступательной.
На реализацию программы выделено около 100 млрд. евро. Немецкое руководство рассчитывает, что расходы на оборону достигнут двух процентов ВВП к 2024 году.
Кристин Ламбрехт, ушедшая в отставку с должности министра обороны Германии в начале этого года, еще до своей отставки заявила, что «германские вооруженные силы должны стать дееспособной и современной армией».
Основную часть финансов планируется потратить на обновление парка авиационных средств, в том числе покупку у США истребителей F-35, приобретение и изготовление разведывательных и ударных беспилотников, боевых машин пехоты и бронетранспортеров, строительство новых кораблей морской и океанской зоны.
Увеличен и регулярный оборонный бюджет, в этом году он достиг рекордного уровня в 50,4 млрд. евро.
Проявлением политики неоколониализма стало заявление нового министра обороны Германии Бориса Писториуса о намерении Германии направить свои военные корабли в Индо-Тихоокеанском регионе в 2024 году, якобы из-за напряженности в Южно-Китайском море.
Этот шаг призван ограничить влияние Пекина и ослабить его позиции в споре вокруг Тайваня, который является незаконно отторгнутой частью китайской территории. Подобные действия напоминают процесс захвата под надуманным предлогом китайского порта Циндао в 1897 году.
Китай наш друг, и такие действия, конечно, не могут оставлять нас равнодушными.
Япония не является членом НАТО, однако синхронность действий Японии и Германии в области военного сотрудничества указывает, что они по меньшей мере на пути к установлению союзнических отношений, как и в середине прошлого века.
Как видим, политические амбиции времен Второй мировой войны не только не канули в Лету, но и оказывают существенное влияние на современные международные процессы и способны принести еще немало бед германскому и японскому народам, не говоря уже о соседних народах и странах.
Инал Плиев, для ИА "Рес"
Источник: https://cominf.org/node/1166552132
Комментариев нет:
Отправить комментарий