В преддверии очередной годовщины полномасштабной военной агрессии Грузии в августе 2008 года нелишне еще раз напомнить об объективных и субъективных предпосылках, которые ей предшествовали.
Прежде всего, важно помнить, что это была агрессия не только против Южной Осетии, но и против России. Определение агрессии содержится в резолюции ООН «Об определении агрессии» от 1974 года, в которой говорится, что нападение сухопутными силами одного государства на сухопутные силы другого государства. Нападение грузинской армии на российский батальон миротворческих сил и был таким нападением. Говорю об этом так подробно потому, что этот факт в большинстве случаев «ускользает» от внимания авторов, так или иначе затрагивающих данный вопрос.
Итак, август 2008 года. Политические
деятели сторон-участниц этой войны, отвечавшие за принятие решений в
рассматриваемый период, некоторые объективные обстоятельства застали в сформировавшемся
виде к моменту своего прихода к власти, другие создали своими действиями.
Объективно существовал давний
конфликт между Грузией и Южной Осетией, резко обострившийся в конце 80-х –
начале 90-х годов вследствие применения силы Грузией с целью воспрепятствования
Южной Осетии в получении тех прав, которые последней полагались законами Союза
Советских Социалистических Республики.
Также является объективной
реальностью историческое противостояние между Соединенными Штатами Америки и
Российской Федерацией, возникшее вследствие стремления США в условиях грядущего
сокращения углеводородов ослабить или разрушить Россию и таким образом получить
доступ к ее несметным природным богатствам.
С точки зрения субъективных факторов
следует выделить:
а) крайне высокий рост влияния
сторонников неоконсервативных воззрений в кругах, определяющих американскую
внешнюю политику, которые агрессивно восприняли принципиальную позицию, которую
демонстрировала в международной и внутренней политике Российская Федерация;
б) смена власти в России, которую на
Западе поспешили объявить и сменой политического курса в сторону либерализации
внешней и внутренней политики;
в) рост протестных настроений в
Грузии вследствие резкого неприятия народом проводимой руководством политики,
ярким выражением которой стали события 7 ноября 2007 года, стремление
руководства за счет присоединения к Грузии новых земель обеспечить высокий
рейтинг в преддверии президентских выборов;
г) решительный курс народа Южной
Осетии на отстаивание своих законных прав, которые так и оставались
нереализованными вследствие многолетнего острого военно-политического
противоборства со стороны Грузии.
То, что России и Южной Осетии
сложившаяся на август 2008 года сложная в военно-политическом отношении
ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта никаких выгод не сулила, а
принесла множество страданий и политических трудностей, является еще одним подтверждением
того, что они не ставили целью решить за счет войны какие-то проблемы, а
значит, и не замешаны в ее подготовке и планировании.
Соединенные Штаты Америки,
поспешившие объявить Закавказье зоной своих жизненных интересов, намеревались
продемонстрировать свое влияние в этом регионе, способность действовать под
носом у России, не считаясь с ее историческими интересами, а также оказать
поддержку своему союзнику – Грузии. Но самой главной далеко идущей целью
являлся «урок», который Запад планировал преподать пророссийских силам на
Северном Кавказе, ибо ни Грузия, ни Запад, ни даже Южная Осетия не ожидали
последовавших четких и решительных действий России по защите своих граждан и
миротворцев в Южной Осетии.
И этот «урок», по планам Запада,
должен быть заключаться в том, что Россия неспособна защитить своих союзников,
что, уже в среднесрочной перспективе должно было вызвать соответствующую цепную
реакцию на Северном Кавказе, а то и далее, открывая путь к вожделенным недрам
Сибири.
Руководство Грузии, в свою очередь, в
области внутренней политики рассчитывало «маленькой победоносной войной»
продемонстрировать народу верность проводимой политики, получить моральные
основания для жесткой зачистки политического поля от оппонентов и усиления
своей власти. В области внешней политики расчет строился на рост международного
престижа Грузии, которая бы выступала в роли победителя большой России, что
сулило известные бонусы со стороны США и их европейских сателлитов.
Победоносной войной руководство
Грузии в области внутренней политики заставило бы надолго замолчать оппозицию и
национальные меньшинства Грузии, а на международном этапе рассчитывало
обеспечить более выгодные условия сотрудничества с Западом.
Совокупность вышеизложенных факторов
и привела к военной агрессии Грузии против Республики Южная Осетия и Российской
Федерации, что дало России право на дальнейшие действия в опоре на статью 51
Устава ООН.
Инал
Плиев,
помощник
Руководителя Администрации Президента РЮО, руководитель Пресс-службы Президента
РЮО (1998 – 1999 гг.), начальник информационного отдела Министерства по особым
делам РЮО (2003 – 2008 гг.), помощник первого вице-премьера РЮО (2008 – 2010
гг.)
Источник: https://cominf.org/node/1166531511
Комментариев нет:
Отправить комментарий