17 января 2024

Вскружит ли Грузии голову статус кандидата в ЕС или возобладает трезвый расчёт?

Ещё вчера многие с нескрываемой иронией относились к обещаниям Европейского Союза Грузии принять её в свои ряды, восполнив брешь, образовавшуюся после ухода Великобритании.

Понятно, что Грузия не сможет заменить Соединённое Королевство, но сейчас Евросоюз в таком положении, что лучше уж Грузия, чем совсем ничего. Поэтому дали ей статус кандидата в члены ЕС.

Тбилиси, через 30 лет страданий принялся праздновать с таким размахом, с каким раньше не праздновали и получение статуса кандидата в члены политбюро ЦК КПСС. Не забыв, конечно же, на радостях наобещать южным осетинам и абхазам сказочных благ, лишь бы согласились войти в состав Грузии.

Статус члена ЕС - это ни к чему не обязывающий Европу призрак. Но Грузия ждала приход этого призрака, как в сказке, 30 лет и три года. За это время страна умудрилась похоронить свою весьма развитую экономику вместе с едва ли не половиной населения.

Не остались без дела и политологи с аналитиками, оценивая плюсы и минусы данного решения. Лишь некоторые из них, наиболее проницательные, обратили внимание на стратегическое изменение баланса сил в регионе. А ведь это имеет ключевое значение.

Рассмотрим ситуацию подробнее. Хотя о некоторых вещах мы уже писали, в контексте рассматриваемой темы полезно вновь о них рассказать.

Молниеносная военная операция Азербайджана уничтожила Нагорно-Карабахскую Республику. Для защиты своих интересов Ереван пытался привлечь ЕС к решению этого вопроса посредством расширения мониторинговой миссии ЕС. Тегеран выступил жёстко против участия внешних акторов в политических процессах в регионе. В этом с ним согласился давний оппонент Стамбул. Вопросы Закавказья должны решать исключительно между собой Армения, Азербайджан, Грузия, Иран,  Турция и Россия. Грузия отказалась от участия в предложенном Эрдоганом переговорном формате «3+3», но предлагает себя в качестве переговорной площадки для Баку и Еревана в надежде показать себя «миротворцем» и воспользоваться конфликтом соседей для продвижения собственных логистических проектов и позиционируя в качестве «ответственного» партнёра. Но какой это ответственный партнер, если отказывается подписывать соглашение о неприменении силы в отношении Южной Осетии и Абхазии.

Председатель грузинского парламента Папуашвили поехал в штаб-квартиру НАТО и заявил о необходимости предоставления дорожной карты Грузии для скорейшего вступления в альянс. НАТО обладает в Грузии абсолютной властью.

Если Грузия не желает гарантировать безопасность Южной Осетии и Абхазии, то значит таков приказ НАТО. Это может подстегнуть реваншистскую политику Грузии и спровоцировать её военное вторжение в одну или в другую, а то и в обе республики сразу.

Невыполнение Тбилиси Страсбургского соглашения и фактический саботаж предметного диалога на Женевских дискуссий демонстрирует нежелание грузинской стороны (а значит - НАТО) проводить действительно мирную политику.

Вместо этого Грузия активно наращивает свою военную мощь. В прошлом году страна провела 27 военных учений и приняла участие в 40 учениях за рубежом как со странами НАТО, так и с не входящими в НАТО странами. Большое значение придаётся военной совместимости с армиями других стран, способности успешно взаимодействовать на театре военных действий.

Министр обороны Грузии Джуаншер Бурчуладзе в середине декабря заявил, что через два года Грузия обеспечит полностью защищенное небо Тбилиси, включая стратегические объекты, аэропорты и военные базы.

Бурчуладзе заявил, что в 2023 году Министерство обороны подписало договора о важных закупках для укрепления обороноспособности, которые отвечают за среднесрочное и долгосрочное развитие грузинской армии.

Заместитель министра обороны Грузии Георгий Хаиндрава (не путать с бывшим госминистром по урегулированию конфликтов Грузии Георгием Левановичем Хаиндравой) подписал соглашение с польской компанией «MESKO S.A» о покупке зенитно-ракетного комплекса польского производства.

Этот документ подготовлен в рамках Программы развития Сил обороны Грузии. Хаиндрава и представитель польской компании обсудили важность внедрения в Грузии современного вооружения стандартов НАТО, что «будет способствовать укреплению обороноспособности страны». Стороны также обсудили и другие планы сотрудничества Министерства обороны и «MESKO S.A».

У компании «MESKO S.A» почти 100-летний производственный опыт, она является авторизованным поставщиком войск НАТО, а ее продукция используется в Вооруженных силах Польши.

Объемы военного сотрудничества Грузии с зарубежными странами весьма велики и даже простой их перечень в одной короткой статье невозможен. С учетом этого велика вероятность, что Грузии и её западным покровителям в какой-то момент может показаться, что задействованной в СВО России будет не до Южной Осетии и Абхазии.

Хотелось бы напомнить, что и в 2008 году у части грузинского и американского руководства были аналогичные иллюзии на фоне Олимпиады в Пекине. Желание взять пример с Азербайджана, которое сквозит в некоторых публикациях отдельных грузинских и сочувствующих им авторов в Интернете, может оказаться опрометчивым и фатальным, если возобладает над здравым смыслом.

Отношения между осетинами и грузинами, несмотря на имеющиеся проблемы, далеки от отношений между армянами и азербайджанцами. За прошедшие более полутора десятков лет сторонами грузино-осетинского постконфликтного урегулирования сделан и ряд шагов по деэскалации.

Правильным шагом Грузии мог бы стать отказ от курса на безрезультативность Женевских дискуссий в пользу курса на отказ от применения силы. Отрицание же сложившегося статус-кво, продвижение идей реваншизма и подготовка силового сценария разрешения конфликта при поддержке внешних акторов способны на долгие дестабилизировать регион.

Это тем более важно, учитывая, что попытки дестабилизировать регион предпринимает и Франция, которая накачивает Армению тяжёлой военной техникой в надежде на победу реваншистов и возобновление вооружённого противостояния между армянами и азербайджанцами.

Естественно, что Париж равнодушен к интересам Еревана – ему нужна лишь бесконечная война близ южных рубежей России. Ради этого Макрон готов даже пренебречь интересами Турции – своей союзницы по НАТО – и Грузии, которые могут пострадать от таких неожиданных шагов Елисейского дворца.

Если в регионе возникнет сразу два больших очага напряжённости, то едва ли кто-то будет чувствовать себя в безопасности, и тут не поможет никакой статус членства где бы то ни было. Впрочем, в отличие от Саакашвили, для которого Грузия была лишь средством угодить Западу, нынешние руководители Грузии всё-таки представляются более серьёзно мыслящими политиками, которые, как и мы, ценят возможность стабильного развития в мирных условиях. Несмотря на известную зависимость от НАТО, это даёт определённую надежду на трезвый расчёт и взвешенный подход к непростым вызовам современной эпохи.

Инал Плиев для ИА "Рес"

Источник: https://cominf.org/node/1166554333

Комментариев нет:

Отправить комментарий

International chemical weapons law must be respected

According to the latest reports, several US cities have recently seen smog, which has caused concern among locals due to its unpleasant smel...