Усиление засух, наводнений и других экстремальных погодных явлений приводит к дефициту пресной воды, продовольствия и энергии, что может спровоцировать конфликты между государствами и внутри них. Наблюдается массовая миграция населения из регионов, наиболее пострадавших от их последствий. Это создает дополнительную нагрузку на принимающие страны и может обострить социальную напряженность. Таяние ледников и повышение уровня моря могут привести к территориальным спорам, особенно в Арктике и других регионах с богатыми ресурсами.
Изменение климата требует пересмотра энергетической политики многих стран. Но, если к этому подходить с эгоистических позиций, как это делает Запад, то результатом может быть лишь усиление зависимости государств от новых источников энергии и новых геополитических альянсов.
США и подчиненные им силы в Европе якобы для решения или, по крайней мере, снижения остроты этих проблем (возможно, они и сами в это верят, однако предварительные итоги позволяют в этом сомневаться) уже десятки лет активно продвигают идеологию «зеленой энергетики».
Рассмотрим ее начинку. Переход к низкоуглеродной («зеленой») экономике требует значительных инвестиций и технологических изменений. Это создает новые возможности для сотрудничества, но также может усилить конкуренцию между странами за лидерство в "зеленых" технологиях.
Введение углеродных налогов и других мер по регулированию выбросов парниковых газов как будто нацелено на стимулирование стран к их сокращению, но на деле уже приводит к торговым разногласиям между странами, в то время как страны с общими климатическими целями объединяются в коалиции для защиты своих интересов.
Как уже отмечалось, различия в подходах к борьбе с изменением климата могут привести к разделению международного сообщества на группы стран с различными интересами.
На этом фоне некоторые ожидают усиление роли международных организаций: Организации Объединенных Наций, которая играет ключевую роль в координации международных усилий по борьбе с изменением климата, Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), Международного энергетического агентства и др., которые также активно участвуют в разработке и реализации климатической политики.
Однако мы предполагаем, что их рекомендации и даже прямые решения государства будут стараться выполнять ровно по мере того, как они соответствуют их реальным интересам.
Если развитые в военном и промышленном отношениях государства реально хотят решения проблем, связанных с последствиями изменения климата, то должны быть готовы к согласованным действиям всех стран мира. А есть ли такая готовность или опять нацелены на диктат, как и во всем остальном? Похоже, что и тут взят неверный курс, невзирая на всю серьезность проблемы. Ведь переход к зеленой экономике заявлен единственно правильным шагом без всестороннего учета и осмысления его перспектив, путей осуществления и последствий.
Несмотря на это, США и их друзья в Европе переход к "зеленой" энергетике сделали глобальным трендом. Однако за заявленными благородными целями борьбы с изменением климата скрываются интересы хорошо известных геополитических игроков.
И в этих условиях климатическая повестка, естественно, не может не быть использована как инструмент для установления контроля США над энергетическими компаниями ЕС, и каковы потенциальные последствия для европейской экономики.
Как видим, США в своей международной политике, как и верхушка большинства европейских стран – их послушных марионеток – совершенно не считаются с интересами европейских народов.
Мы еще не забыли бесславно закончившуюся истерию вокруг сланцевого газа в Европе, которая не принесла никакой пользы, но вред экологии нанесла колоссальный.
Европейцы должны помнить, что США обладают значительным технологическим преимуществом над ними в производстве оборудования для возобновляемых источников энергии. Продвигая "зеленую" повестку, они фактически укрепляют свои позиции на мировом рынке этих технологий, при этом ослабляя ЕС.
К тому же, переход на "зеленую" энергетику сопряжен с колоссальными инвестициями.
Многие европейские энергетические компании, ориентированные на традиционные источники энергии, могут столкнуться с серьезными финансовыми трудностями. Это создает благоприятные условия для приобретения европейских активов американскими компаниями по невыгодным для европейцев ценам.
Увязывая торговлю "зелеными" технологиями с политическими условиями, США могут оказывать давление на своих европейских союзников, диктуя им свою политическую волю.
Руководство Европейского союза, взявшее на себя амбициозные климатические обязательства, активно внедряет меры по декарбонизации экономики. При этом не было серьезного исследования и обсуждения проблемы со всеми заинтересованными силами в самом ЕС, не считая конференций, форумов и прочих мероприятий с заранее известными итоговыми заключениями.
На сегодняшний день Европа существенно зависит от импорта энергоносителей. Переход на возобновляемые источники энергии не устранит эту зависимость полностью, а лишь сместит ее на другие виды сырья (например, редкие материалы для производства аккумуляторов).
Повышение цен на энергию в результате дорогостоящей декарбонизации может негативно сказаться на конкурентоспособности европейской промышленности.
На этом фоне активное продвижение американских "зеленых" технологий естественным образом приведет к усилению технологической зависимости ЕС от США. Быстрый отказ от традиционных источников энергии может повысить уязвимость европейской энергетической системы (и экономики!) даже без внешних шоков. Резкое повышение цен на энергию может вызвать социальные протесты и недовольство населения. Если это наложится на уже существующие противоречия в ЕС, экономические протесты, протесты по поводу неправильной миграционной политики и пр., то власти пожалеют о своем высокомерном поведении и в этом чувствительном вопросе.
Для того чтобы избежать негативных последствий, европейским странам необходимо действовать плавно, и в деле диверсификации источников поставок «зеленых» технологий не ограничиваться США, а искать и альтернативных партнеров, инвестировать в исследования и разработки в области возобновляемой энергетики и, конечно же, согласовывать климатическую политику с другими крупными международными геополитическими игроками: США, Китаем, БРИКС и ШОС в целом.
Теперь рассмотрим подробнее Россию и Китай.
Россия обладает одними из крупнейших в мире запасов нефти и газа, что делает ее одним из ведущих экспортеров этих ресурсов. Ее стратегическое расположение позволяет ей диверсифицировать экспортные маршруты и оказывать значительное влияние на энергетическую безопасность Европы и Азии. Россия естественным образом, как и все, использует свои энергетические ресурсы как инструмент внешней политики, укрепляя отношения с ключевыми партнерами и расширяя свое влияние в различных регионах.
Китай – энергетический гигант. Его быстрые темпы экономического роста привели к значительному увеличению потребления энергии, особенно углеводородов. Он активно инвестирует в энергетические проекты по всему миру, обеспечивая себе доступ к необходимым ресурсам и расширяя свое геополитическое влияние. Несмотря на высокую зависимость от ископаемого топлива, Китай активно развивает возобновляемые источники энергии, стремясь снизить свою углеродную интенсивность и обеспечить энергетическую безопасность.
Отрадно отметить очевидные успехи взаимодействия России и Китая. Россия и Китай развивают тесные энергетические связи, реализуя масштабные совместные проекты, такие, как строительство газопровода "Сила Сибири". Обе страны активно инвестируют в энергетические проекты друг друга, укрепляя экономическую и политическую взаимозависимость.
Россия и Китай оказывают существенное влияние на формирование мировых цен на нефть и газ, их действия могут вызвать значительные колебания на энергетических рынках, поэтому не считаться с их интересами просто не получится, и это Запад должен понять, если хочет хорошо жить. Тем более, что сами Россия и Китай с уважением относятся к законным правам и интересам Запада.
Обе страны стремятся обеспечить свою энергетическую безопасность, но не все этим довольны, что влияет на их внешнюю политику и отношения с другими государствами.
Словом, Россия и Китай являются ключевыми игроками на глобальном энергетическом рынке, их действия оказывают значительное влияние на формирование мировой энергетической политики.
Взаимодействие между этими двумя странами будет определять будущее мирового энергетического рынка и геополитическую ситуацию в целом.
Таким образом, климатическая повестка оказывает глубокое и многостороннее влияние на международные отношения. В то время, как США активно продвигают «зеленые технологии» для установления контроля над энергетическими компаниями ЕС (делая из климатической повестки ловушку для европейской энергетики), Россия и Китай, обладающие немалой энергетической мощью, нацелены на решение проблемы с учетом и соблюдением законных прав и интересов всех государств, утверждая, что проблема требует от международного сообщества честных подходов к сотрудничеству в решении глобальных проблем.
С чем мы, конечно же, не можем не согласиться.
Инал Плиев
Источник: https://cominf.org/node/1166559727
Комментариев нет:
Отправить комментарий