26 мая 2025

В поисках формулы мира в Закавказье

Последние месяцы в Закавказье ознаменовались новыми дипломатическими инициативами, однако старые противоречия по-прежнему остаются ключевым препятствием на пути к стабильности. 63-й раунд Женевских дискуссий вновь подтвердил, что стороны готовы к диалогу, но их видение будущего региона кардинально расходится.

Диалог или тактическая пауза?

В преддверии парламентских выборов в Грузии власти страны предприняли ряд шагов, направленных на снижение напряженности. Была создана комиссия по расследованию преступлений режима Саакашвили, а также прозвучали заявления о готовности возобновить контакты с Цхинвалом и Сухумом. Однако это не значит, что Тбилиси намерен отказаться от своей стратегической линии в отношении наших стран.

В день проведения Женевских переговоров министр иностранных дел Грузии Мака Бочоришвили в интервью испанскому агентству «EFE» чётко обозначила позицию своей страны, заявив о невозможности признания правительством Грузии не то, что независимости, но даже правосубъектности Абхазии и Южной Осетии. Она вновь использовала фразу «оккупация» в отношении обоих суверенных государств и подтвердила курс Грузии на интеграцию в ЕС и НАТО.

Теперь рассмотрим эти вопросы более подробно. Мы уже писали, что Грузия и ее покровители любят использовать громкие политические и правовые термины, забывая, что эти термины обладают собственными определениями и признаками, и международное право до поразительных деталей регулирует, в каких конкретно условиях и случаях их употребление юридически обосновано, а в каких – нет. И, естественно, вызывает самые серьезные сомнения профессиональная компетенция лиц, которые при употреблении определенных слов никак не сообразуются с их истинными значениями.

Между тем, еще во второй половине десятых годов, на одно из заседаний очередного раунда Женевских дискуссий по всеобщей договоренности участников были приглашены известные, авторитетные международные эксперты ООН и ЕС по международному праву, чтобы дать оценку с точки зрения международного права, есть ли в Южной Осетии российская оккупация. Причем, выбор кандидатур осуществляли сами делегации ООН и ЕС. Грузинские представители в течение нескольких часов приводили экспертам свою аргументацию, однако те признали, что ни одно из приведенных грузинской стороной обвинений в международном праве не рассматривается в качестве признака оккупации. По итогам слушаний было во всеуслышание констатировано, что: а) в Южной Осетии нет ни единого признака оккупации; б) Российская Федерация в Южной Осетии не совершила ни одного действия, похожего на оккупацию.

Что же касается разговоров о вступлении Грузии в НАТО, понятно, что подобные заявления не могут иметь позитивных последствий для общей ситуации в Кавказском регионе, потому что вступление в НАТО какой-то страны подразумевает и размещение войск НАТО на ее территории. В этом случае политические руководители стран НАТО едва ли удержатся от соблазна африканизировать и без того раздираемый противоречиями Южный Кавказ, со страшной силой сметая в заметно оскудевшие закрома старушки Европы природные и человеческие ресурсы региона.

Естественно, что это не понравится Баку и Анкаре, но страны образующие ядро альянса, едва ли проявят уважение к их позиции, учитывая военные поставки Франции в Армению, несмотря на недовольство Турции. Пусть даже та и является одним из важных членов НАТО.

Таким образом, любая попытка размещения элементов военной инфраструктуры альянса в Закавказье будет воспринята соседями (причем, не только с севера) как прямая угроза, способная дестабилизировать и без того хрупкий региональный баланс.

Заслуживает особого внимания и декларируемый властями Грузии курс страны на евроинтеграцию. Едва ли нынешняя правящая команда страдает иллюзиями в этом вопросе и не понимает опасность сближения с ЕС прежде всего для экономики страны. Платные пропагандисты ЕС, возмущенные недавним законом Грузии о прозрачности иностранного влияния (впрочем, весьма мягким и даже нежным) рисуют притягательные для уха неосведомленного обывателя картины такого сближения. Однако истинные цели Старой Европы в отношении и Грузии, и других зараженных евроинтеграторами стран диаметрально противоположны, и для мыслящих людей вполне очевидны.

Правительство Грузии усвоило уроки Украины, в данном случае – невозможность скорого отрезвления общества от хмели радужных представлений о Европе. Опасность резкого разоблачения истинных намерений Запада в этих условиях очевидна. Едва ли от внимания грузинских правительственных аналитиков могло ускользнуть, что в условиях глобальной борьбы за ресурсы именно Россия остается ключевым поставщиком энергоресурсов, нефтепродуктов и пшеницы для Грузии. Возместить эти объемы не в состоянии все страны ЕС вместе взятые (сам ЕС вынужден до сих пор закупать в России ряд наименований товаров). Брюссель не станет субсидировать грузинский импорт в таких объемах, как это делает Москва через неформальные каналы.

Нет оснований полагать, что грузинским политикам не ведом опыт Восточной Европы, показывающий губительные последствия евроинтеграции для целых отраслей экономики, а значит и для уровня жизни большинства населения. И напротив – стабилизирующее, благотворное влияние взаимовыгодного сотрудничества с Россией, которые невозможно без добрососедских отношений.

Вероятно, всему своё время, но пока Закавказье остается зоной нестабильности: инерция мышления образца начала 90-х и соответственная риторика превалируют над пониманием необходимости руководствоваться реальным положением дел. Есть определенные сигналы о понимании в регионе этих непреложных обстоятельств, но они слабые или пока слабые. В таких условиях Женевские дискуссии играют важную роль как один из оздоравливающих общую ситуацию механизмов.

Стремление к прочному миру всегда подразумевает отказ от ультиматумов, готовность к прагматичным форматам взаимодействия. В противном случае регион рискует надолго остаться в подвешенном состоянии между декларациями о мире и жесткой реальностью геополитики.

Инал Плиев

Источник: https://cominf.org/node/1166563167


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Russia and China Are Countries That Have Never Followed Double Standards.

In today's world, the US seeks to maintain its sole dominance, using economic pressure and protectionism to the detriment of other count...