Окинем мысленным взором события недавней геополитической истории. Кавказ всегда привлекал к себе внимание сильных держав. До XVI века за Кавказ боролись между собой Иран и Турция, затем регион привлёк внимание Москвы. К концу XVIII века в результате побед в русско-турецких войнах Россия получила ряд территорий и начала контролировать северный Кавказ, а с 30-х годов XIX века, после двух выигранных войн у Ирана и двух у Турции под контроль России перешел почти весь Кавказ. Эти победы обеспокоили Англию, так как регион мог стать площадкой для проникновения в Индию. Англия объявила Кавказ сферой британских жизненно важных интересов. Начала выстраиваться политика, напоминающая нынешнюю политику США и союзников против России. Англия привлекла к борьбе с расширяющейся российской экспансией Францию и Турцию и заручилась поддержкой Австрии. Союзники пытались, привлекая исламский фактор и используя сопротивление горцев, создать на Кавказе буферное исламское государство. Борьба за передел зон влияния на Чёрном море и на Кавказе привёл к Крымской войне. Союзникам удалось добиться победы в Крыму, но не на Кавказе. Кавказ остался российским.
Именно политику Англии и переняли современные Соединенные Штаты Америки в данном регионе. Их интерес усилился со второй половины 90-х гг, когда была распространена информация о наличии в бассейне Каспийского моря больших промышленных запасов нефти и газа. Министерство энергетики США оценило ресурсы Каспийского бассейна в следующих цифрах: нефть – от 17 до 33 млрд. баррелей, потенциальные запасы 230 млрд. баррелей; газ – разведано 232 трлн. куб. футов, потенциально 350 трлн. куб. футов. По выражению бывшего госсекретаря США Д. Бейкера, «в XXI в. каспийская нефть может иметь такое же значение для индустриального мира, какое сегодня имеет нефть Персидского залива». И хотя уже в начале XXI в (с подачи менеджеров Газпрома) возникли сомнения в отношении огромных запасов каспийской нефти, тема «Каспийского Клондайка», по-прежнему активно обсуждается в американской прессе и служит обоснованием активной политики США в регионе.
Изначально именно интересы американских транснациональных компаний и преследовали армянские, азербайджанские и грузинские «националисты», на самом деле служившие не своим народам, а толстосумам Соединенных Штатов Америки, развязавшие войны между Арменией и Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией. Эти войны сопровождали распад СССР и отрыв Закавказья от Москвы в 1991 году.
Такой точки зрения придерживается и известный российский историк и политический аналитик Олег Кузнецов: «За карабахской войной как таковой стояли спецслужбы США. Об этом я писал в своей монографии "История транснационального армянского терроризма в ХХ столетии", а поэтому здесь подробно распространяться не хочу. Скажу только, что с лета 1983 года все армянские террористические группировки были объединены вокруг одного лидера - Монта Мелконяна, гражданина США, сына полковника американских ВВС, выпускника университета Беркли, который работал на ЦРУ США. В карабахской войне Америка, по сути, была союзницей Армении, платя ей дипломатической и политической поддержкой за ведущую роль в развале Советского Союза», – сказал он в 2017 году интервью азербайджанскому информационному интернет-изданию «Day.az».
Еще в 2019 году участники международной конференции "Черноморский регион: зона растущей конфликтности или пространство для сотрудничества" констатировали деструктивное влияние США на регион. В ходе мероприятия российские и зарубежные политологи, юристы и экономисты из университетов Бельгии, Италии, Румынии, Турции и Швеции обменялись мнениями по актуальным проблемам взаимодействия в Причерноморье в контексте субрегиональных и геополитических процессов. Отмечено, что ситуация в регионе за последнее десятилетие деградировала, – сообщили в министерстве. – Был подчеркнут деструктивный характер вовлечения в черноморские дела таких внерегиональных игроков, как США и НАТО в целом. Обсуждены возможные сценарии развития событий, обозначены конкретные вызовы и потенциальные риски. С тех пор политика США в регионе не изменилась.
Они устроили в Армении фактически силовой захват власти, в результате которого под антироссийскими лозунгами к власти пришел американский ставленник Пашинян. После своих враждебных шагов в отношении России и ОДКБ он провокационными высказываниями спровоцировал Азербайджан на полномасштабные военные действия с целью освобождения ранее захваченных территорий вокруг Нагорного Карабаха, а также установления контроля над территорией самого Нагорного Карабаха, в чем тот изрядно преуспел. Во время этих боевых действий руководство Армении сделало вид, будто думает, что договора в рамках ОДКБ распространяются и на территорию Нагорного Карабаха, чтобы обвинить Россию в «предательстве» и еще более возбудить антироссийские настроения.
Политика США в отношении Азербайджана остается двойственной. С одной стороны, они признают суверенитет и независимость Азербайджана, с другой стороны ввели против него санкции. В качестве одной из причин введения американских санкций против Азербайджана Кузнецов называет стремление получить под свой контроль всю бакинскую нефть.
Но не только нефть. Агентство «Росбалт» назвало сразу несколько причин, которые могли стать поводом к «наказанию» Азербайджана. «На поверхности лежит» целый комплекс: «Азербайджан предоставил России свое небо для переброски в Сирию военной техники; Азербайджан не присоединился к санкциям Запада против России; возможное присоединение Азербайджана к ЕАЭС. А также: создание пояса нестабильности вокруг России; присоединение Баку к решению о недопущении иностранной военной силы на Каспии; „сепаратные“ отношения с Турцией; блокирование работы зарубежных неправительственных организаций в республике и их финансирования».
Действительно, в 2014 году Соединенные Штаты крайне негативно восприняли решение Баку закрыть азербайджанский офис «Радио Свобода», а затем и офис координатора ОБСЕ. Именно после этого и прозвучали из Вашингтона первые сигналы о возможности карательных мер. Так, экс-посол США в Баку Ричард Козларич заявил в интервью местному агентству «Туран»: «Я занимаюсь отношениями США и Азербайджана с 1992 года, и я не видел хуже ситуации, чем та, что в настоящее время».
Как видим, США для достижения своих геополитических целей на Кавказе не гнушаются уже открытого вмешательства в сугубо внутренние вопросы.
«Американское присутствие в процессах в этой части мира ощутимо. Взять хотя бы выборы в Грузии. В значительной степени они прошли по правилам, начертанным в посольстве США в Тбилиси. Понятно, что диктовалось это не узкой грузинской повесткой, а более широкими контекстуальными соображениями. Но, как говорят "западные партнеры", we have what we have. По факту США являются важнейшим игроком внутри Грузии, а не только во внешнеполитических поединках вокруг нее», – пишет в своей прошлогодней статье в «Спутнике – Грузия» ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, главный редактор журнала "Международная аналитика" Сергей Маркедонов.
Таким образом, деструктивная политика США в Закавказье, неприкрытое вмешательство США в дела закавказских государств нацелено на создание в их лице консолидированного антироссийского союза, действующего в духе русофобии, строгом следовании экспансионистской политики США.
Источник: https://cominf.org/node/1166538803
Комментариев нет:
Отправить комментарий